Вопрос, который мы рассмотрим более подробно,-это влияние длительности стимула на интенсивность ощущения. Действия стимула на разных промежутках времени суммируются так же, как и его действия на разных участках площади. Эта суммация является линейной для коротких стимулов близи порога; здесь удваивание длительности стимула приводит к удваиванию интенсивности ощущения. Этот эффект показан на рис. 1-11 для зрительного чувства. При длительностях менее ОД с пороговая интенсивность света обратно пропорциональна длительности стимула; в этом диапазоне справедливо уравнение /s-1 = const. [1-6] Произведение величины порогового стимула /s на его длительность t является константой. Это соотношение, «закон Рикко», полностью аналогично тому, которому подчиняется пространственная суммация пороговых стимулов (см. [1-5]). Если длительность стимула превосходит некоторое критическое время, суммация прекращается. На рис. 1-дБ 30 п. 20 и о о. ю ol 1 _J , ' 0,001 0,01 0,1 Длительность стимула, с Рис. 1-11. Временная суммация вблизи абсолютного зрительного порога. Точки красной линии показывают, каковы те минимальные яркости (ордината) светового стимула, при которых он едва воспринимается, если длительность его соответствует значениям, указанным на абсциссе. Масштаб логарифмический по обеим осям. Для стимулов короче 0,1 с кривая имеет наклон (— 1); в этом диапазоне пороговая интенсивность стимула обратно пропорциональна его длительности. (Marks L. Е., 1974.) порог не зависит от длительности стимула для длительностей, превышающих 1 с. Соотношения типа [1-6] справедливы также и для других модальностей. Так, например, [1-6] отражает общеизвестный факт, состоящий в том, что мы можем видеть очень быстрые движения только при ярком свете. Акробат, быстротой которого нам положено восхищаться, помещается обычно в центре светового пятна, фокусники же предпочитают тусклое освещение.
Из книги автора Шмидт Р. (ред) - Основы сенсорной физиологии.

В тексте могут быть ошибки (надо проверять по оригиналу и там могут быть изображения).