Я. Яковлева», Чебоксары, Россия martashkova@mail.ru
Ранний школьный возраст является «узловым» возрастным периодом, когда происходит наиболее интенсивная функциональная перестройка органов и систем. Целью нашей работы явилось изучение значимости изначального уровня показателя, т.е. уровня данного показателя в начале первого учебного года, для последующих периодов развития. Нами было обследовано 86 учащихся УВК
№ 54 г. Чебоксары. Изучение значимости изначального уровня проводилось путем раздельного исследования динамики физиологических показателей для отдельных подгрупп, сформированных на основе уровней этих показателей в начале первого класса. Обследуемый контингент школьников был разделен на подгруппы на основе результатов вычисления квартилей распределения.
Нами было проведено изучение динамики ЧСС в покое по квартильным подD группам у детей раннего школьного возраста в течение двух лет обучения: 1 кварD тиль – учащиеся со значениями ЧСС ниже 80 уд/мин в начале первого учебного года; 2 квартиль – учащиеся со значениями ЧСС в пределах 80–86 уд/мин в начаD ле первого учебного года; 3 квартиль – учащиеся со значениями ЧСС в пределах 87–92 уд/мин в начале первого учебного года; 4 квартиль – учащиеся со значеD ниями ЧСС выше 92 уд/мин.
У учеников 1Dй квартили к концу периода исследования по сравнению с начаD лом исследования, происходит некоторое повышение среднепопуляционного и —5—
индивидуального среднего значения ЧСС (р>0,05). У учеников 2Dй квартили и у учеников 3Dй квартили происходит некоторое увеличение изучаемого показателя в середине и в конце первого года, затем самый высокий средний уровень ЧСС наблюдается в начале второго года обучения и уже в течение последующего времени отмечается постепенное снижение средних значений ЧСС. АналогичD ную картину можно проследить и в индивидуальной динамике ЧСС детей данD ных квартильных подгрупп.
Из книги авторов Безруких М.М., Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. (ред.) Физиология развития человека. Секция 3.

В тексте могут быть ошибки (надо проверять по оригиналу и там могут быть изображения).